Терменвокс — электромузыкальный инструмент, созданный в 1918 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от своих рук до антенн инструмента, за счёт чего изменяется ёмкость колебательного контура и, как следствие, частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная — за его громкость. Для игры на терменвоксе необходимо обладать хорошо развитым музыкальным слухом: во время игры музыкант не касается инструмента и поэтому не может фиксировать положение рук относительно него и должен полагаться только на свой слух. Терменвоксы Льва Термена считаются лучшими когда-либо созданными терменвоксами. Было создано несколько концертных моделей (для Клары Рокмор, одной из первых учениц Льва Термена).

Клара Рокмор (англ. Clara Rockmore, урождённая Рейзенберг; 9 марта 1911, Вильнюс — 10 мая 1998, Нью-Йорк) — американский музыкант, исполнительница на терменвоксе.

Родители — Арон Рейзенберг и Рахиль Град. Девочка-вундеркинд, Клара Рейзенберг начала учиться игре на скрипке в Санкт-Петербурге, в пятилетнем возрасте, у самого Леопольда Ауэра. Однако в дальнейшем (как утверждается, из-за проблем с формированием костей, возникших в детстве в голодной революционной России) Клара по состоянию здоровья отказалась от карьеры скрипачки. С 1922 г. семья Рейзенбергов жила в США.
В 1927 г. Клара Рейзенберг познакомилась с Львом Терменом, изобретателем терменвокса, который в это время работал в США, и непосредственно у него научилась игре на новом инструменте.
Скрипачка-виртуоз, она быстро овладела искусством исполнения на терменвоксе, а Лев Сергеевич не чаял души в своей новой ученице. На её 18-летие подарил ей торт, который работал по принципу терменвокса, он начинал вращаться и электрическая свеча в нем начинала гореть, когда к нему приближалась Клара.
Клара стала выдающейся «терменвоксистской». Благодаря ей изобретение Термена приобрело в США широкую известность. Она увлекла великого дирижера Леопольда Стоковского, он написал концерт для терменвокса с оркестром, который Клара исполняла в сопровождении Филадельфийского симфонического оркестра.
Имея профессиональное музыкальное образование, она во многом способствовала усовершенствованию самого инструмента (в частности, она предложила сделать более резкую регулировку звука с помощью антенны для правой руки) и техники игры на нём, стремясь к исполнению классического репертуара («Вокализ» Рахманинова, «Лебедь» Сен-Санса и т. п.).
Клара Рейзенберг-Рокмор концертировала в США и других странах на протяжении многих лет, иногда вместе со своей сестрой Надей в качестве аккомпаниатора (Надя Рейзенберг (Nadia Reisenberg; 14 июля 1904, Вильнюс — 10 июня 1983, Нью-Йорк) — американская пианистка российского происхождения ).

Из интервью Клары Рокмор (…) «Представьте себе певца, обладающего басом, меццо, сопрано и высоким сопрано, охватывающего весь музыкальный диапазон. Это нельзя найти ни в одном другом инструмента. Терменвокс обладает изысканностью и неземным звучанием, очень редко достигаемым на скрипке. Существуют некоторые особенности и свойства, которые вы получаете благодаря тому, что в руках у вас ничего нет. Звук действительно исходит из воздуха. Вот почему профессор Термен называл его Инструментом Небесных Волн. В терменвоксе есть необычайная свобода. Ощущаешь себя дирижёром перед оркестром. Нет ничего между тобой и музыкой. Конечно же, инструмент стоит рядом, но всё что вам нужно — это находится в электромагнитном поле. Каждое ваше движение в совершенстве синхронизируется со звуком. (…)»

http://www.teterin.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=256&Itemid=435



Оставьте комментарий

Ваш отзыв появится на сайте после проверки модератором. Комментарии, содержащие ненормативную лексику и хулу на Православную церковь публиковаться не будут.