00000000000000000000000000пост

Все чаще приходится слышать от знакомых, что они не понимают, зачем нужно соблюдать установленные Церковью многодневные посты. Все чаще я замечаю, что мои друзья, проведшие не один десяток лет в Церкви, пост «по Типикону» не соблюдают. Это люди, которые регулярно молятся и приступают к таинствам, читают книги о вере и стараются жить в соответствии со своей верой — словом, прихожане, а не захожане. И некоторые из них больше не видят смысла в том, чтобы в течение сорока дней не есть мяса и молока.

Причина понятна. Отпостившись скрупулезно десяток-другой лет, люди начинают замечать:  потребление или не потребление того или иного вида продуктов никак не приближает их к Богу (собственно, мысль не нова, об этом говорил еще апостол Павел в 8-й главе послания к Коринфянам). А польза от дисциплины «самой по себе» становится все менее очевидна.

Информация из интернета

Во время поста в интернете можно встретить довольно много размышлений на эту тему. Один человек во время Петрова поста отдыхал с семьей в Черногории, питались в основном в кафешках. Поститься было несложно — всегда можно было заказать блюда из морепродуктов. Вот только стоимость такого обеда была на 20-30% выше, чем непостного мясного. Семья могла себе это позволить, но…правильно ли на постную пищу тратить больше, чем на скоромную? И вообще — слова «отдых» и «пост» (если брать его в библейском значении) плохо совместимы между собой.

А однажды я встретил замечательный рецепт «опощения» еды: если половину блюда отдаешь нуждающемуся, вторая половина автоматически становится постной.

Словом, становится очевидно, что модель поста, созданная в монастырях Византии, не всегда подходит жителям мегаполиса XXI века.

Что такое пост и зачем он нужен?

Попробуем разобраться, каким же должен быть пост. Если обратиться к Писанию, мы видим, что пост предназначен для усиления связи с Богом, усиления молитвы. Это особо выделенное время (от суток — и до бесконечности), которое я посвящаю тому, чтобы стать ближе к Богу.

Каким образом достигается такая близость? Во время поста проводится ревизия, пересмотр моей повседневной жизни. Пост — это генеральная уборка. Всё, что стало слишком тяжелым, что тянет душу к земле, что мешает встречаться с Богом — летит в мусорное ведро. Дальше механизм следующий:

  1. В результате такой перестройки внешняя сторона жизни неизбежно становится менее комфортной («Выйти из зоны комфорта» — популярная тема в современной психологии и книжках по карьерному росту). Надо «раскачать» свой уютный мирок.
  2. Утеснение себя во внешних привычках приводит к столкновению со своими внутренними несовершенствами. Я вижу свои слабости и несовершества.
  3. Принося найденные несовершенства Богу, я получаю шанс на покаяние — «изменение ума». Я лучше узнаю себя, и значит, могу более прямо говорить с Богом — ведь чтобы вступить в диалог, надо сначала понять, ктов этот диалог вступает с моей стороны.

Например, на время поста я отказываюсь от ежевечерней киношки или сериала. Теперь, приходя вечером домой, я не загружаю голову потоком входящей «легкой» информации. Благодаря этому я успеваю заметить свое плохое настроение, усталость, раздражение на близких. Осознавать и переживать эти состояния тяжело и противно. Но обращая на них внимание, я лучше вижу и понимаю свою душу. Теперь я узнал себя чуть лучше, стал чуть более настоящим — значит, я могу более прямо говорить с Богом.

 Матвей Берхин, редактор рассылки православного сайта predanie.ru.

Возвращение блудного сына

Возвращение блудного сына



2 комментария

  1. EGORR:

    Матвей, слишком много слов! А основная мысль сформулирована нечётко!
    Скажем проще:
    Пост — это не диета!
    Пост — это в первую очередь маленький духовный подвиг каждого!
    И не важно съел ты чего-то не постного или не съел.
    Важно лишь то, чтобы ты сумел сдержать свои греховные порывы, не сквернословил, не лгал, относился бы к ближним как христианин — с добром и смирением!
    А если ты в пост не съел ничего запретного, и думаешь, что этим угодил Господу, то ты просто глуп и смешон!
    Он хочет от нас не чтобы мы ходили полуголодные, а чтобы иногда останавливали свой суетный бег по жизни и смотрели в небо и вспоминали о том, что есть вещи более ценные, чем хлеб насущный, что мы ненадолго здесь и чего на самом деле стоят вещи за которыми мы все бежали…

  2. р. Б. Ирина:

    Пост имеет две ступени: 1 Пост телесный. 2 Пост духовный. Телесный — это воздержание в пище (ограничение по уставу церкви сообразно каждому посту) и отказ от супружеской близости (по взаимному согласию). Духовная сторона (ступень) — отказ от развлечений,особое усердие в молитве и добрых делах. Без «облегчения» тела и воздержания сложнее обратить свои помыслы к духовной, важнейшей стороне поста. Выбор правил несения поста по своему разумению недопустим. Об этом четко пишут святые отцы.Это мы читаем и в Новом Завете, в Апостольских правилах и т.д.
    А лишь только (хотя это, разумеется, непросто) сдерживать греховные помыслы, не сквернословить, любить ближних и т.п. христианам предписано Законом Божьим, который в первую очередь обязует соблюдать Заповеди (законы жизни христианина). Кои мы обязаны стремиться соблюдать ежедневно, вне зависимости от того, какие это дни — постные или скоромные!
    Матвей обо всём этом и пишет. О важности соблюдения обеих составляющих — телесной и духовной. При этом пишет понятно, с яркими примерами и разъяснениями.

Оставьте комментарий

Ваш отзыв появится на сайте после проверки модератором. Комментарии, содержащие ненормативную лексику и хулу на Православную церковь публиковаться не будут.