олимп

Современные Олимпийские игры имеют лишь поверхностное сходство со старейшими, величайшими, невероятно праздничными и значительными Панэллинскими атлетическими состязаниями, которые праздновали в честь Зевса Олимпийского каждые 4 года летом в священной Олимпии на протяжении 1170 лет — с 776 г. до н. э. по 394 г. н. э.

О возникновении легендарных празднеств в долине Алфея повествуют многие греческие мифы. Согласно самым древним, первые состязания устроили для себя первородные боги во главе с Кроном. Когда верховной власти над миром Крона лишил его сын Зевс, то в честь победы молодых богов над титанами воздвиг в Олимпии холм, назвал его именем своего отца и у подножья пелопоннесского Олимпа учредил атлетические игры.

Другие предания называют учредителями легендарных игр народных героев Пелопа и Геракла. Первый из них — внук Зевса и сын лидийского правителя из Малой Азии Тантала — прибыл на южный греческий полуостров, впоследствии названный его именем, встретил неподалеку от Олимпии прекрасную Гипподамию, дочь царя города Писы Эномая, у которого попросил руки девы. Ее отец, которому оракул предсказал смерть от руки зятя, предложил Пелопу испытание — состязание на колесницах. Юноша-пришелец принял вызов царя. Узнав, что Эномай поразил копьем уже 13 женихов во время гонок на 625 стадиев, Пелоп подкупил царского возничего, который заменил в оси колеса бронзовую чеку на восковую. В гонке от алтаря Посейдона в Коринфе до алтаря Зевса в Олимпии Эномай не смог настичь Пелопа и убить его: квадрига царя развалилась, а сам он погиб. Похоронив Эномая, Пелоп женился на Гипподамии, а получив власть над городом Писа учредил игры в Олимпии.

Согласно другим мифам, празднество атлетов учреждены (или возобновлены) Гераклом после того, как он совершил свой шестой подвиг — очищение скотного двора царя Элиды Авгия. Всего за день герой очистил стойла и загоны для бесчисленного царского стада, которые никто не убирал три десятка лет. И справился с этой работой, пустив воды реки Кладей в проломы стен скотного двора. Но царь не заплатил за уборку «авгиевых конюшен». Геракл наказал правителя Элиды — сразив его в сражении. Принеся жертвы богам — обитателям Олимпа, герой устроил в честь своего отца Зевса игры в Олимпии.

Поздние предания сообщают о возобновлении празднеств тремя пелопонесскими правителями. Эту инициативу приписывают царю Элиды Ифиту, которому дельфийский оракул повелел устроить общеэллинские атлетические состязания, чтобы прекратить распри между греческими племенами. Царь элейцев заключил договор с Ликургом, законодателем соседней могущественной Спарты, и Клеосфеном, правителем города Писа. Согласно тройственному соглашению, Олимпия признавалась священным местом, игры и их участники получали покровительство верховного бога — Зевса Олимпийского. Текст договора был записан на бронзовом диске и отдан на хранение жрецам храма Геры в Олимпии.

Установление мира и восстановление игр в 884 г. до н. э. признано историческим фактом. Спустя столетие к пелопонесскому договору присоединились другие греческие полисы и на время олимпийских празднеств (экехерия) повсеместно признавалось священное перемирие. Ради национальных состязаний воюющие стороны складывали оружие. Атлеты, паломники и иностранные послы беспрепятственно передвигались по дорогам Эллады. Когда шли игры в Олимпии, ни в одном городе не разбирали судебных дел, а казни откладывались. Нарушителей экехерии подвергали штрафу.

Дата первых исторически достоверных Олимпийских игр — 776 год до н. э. Тогда же была начата запись имен победителей и установлена нумерация Олимпиад, проводившихся через каждые 1417 дней в високосный год, которые составляли четырехлетний цикл — Олимпиаду.

Празднества в Олимпии отмечались в священном месяце иеромении, начинавшемся с первого полнолуния после летнего солнцестояния и считавшимся началом года, что соответствует современному периоду конца июня — начала июля. О каждых предстоящих играх объявляли спондофоры — вестники храма Зевса. Эти древние дипломаты отправлялись в конце весны первого года Олимпиады в эллинские города метрополии и колонии, чтобы сообщить о времени открытия очередных игр и начале экехерии — трехмесячного олимпийского перемирия.

Участниками игр могли стать только свободнорожденные граждане греческого происхождения, не запятнавшие себя нарушением клятвы, бесчестием или иным преступлением. Ни рабы, ни варвары-иноземцы не имели права представлять свой город в Олимпии. Заявившим о своем участии в состязаниях по олимпийским правилам разрешалось готовиться в течение 10 месяцев. И им надлежало за месяц до начала игр прибыть в Олимпию, чтобы там доказать свою готовность к участию в главных состязаниях четырехлетия.

Помимо мужей, взрослых атлетов, в состязаниях могли участвовать «возмужалые» — эфебы, как называли греки подростков и юношей, не достигших 20-летнего возраста. На эфебов распространялись все традиции и установления, что и на мужей. Все участники жили вместе на окраине Альтиса — в гимнасии ипалестре, ставших прообразом олимпийской деревни.

Авторитет и общественно-политическая значимость Олимпийских игр признавались во всем греческом мире. В дни празднеств Олимпия превращалась в неформальную столицу разобщенной нации. В святилище Зевса делегации государств и городов заключали важные мирные и торговые договора. Альтис становился центром интеллектуальной и культурной жизни благодаря встречам философов и ораторов, поэтов и скульпторов. В разные годы паломничество в Олимпию совершали мудрецы Фалес, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Диоген, Хилон и Демокрит; скульпторы Мирон, Поликлет, Скопас, Лисипп и Пракситель; политические деятели Демосфен, Перикл и Фемистокл; поэты Пиндар, Симонид и Вакхилид, драматурги Софокл, Еврипид и Манандр; историки Геродот и Плутарх. Олимпийские празднества собирали цвет античного мира, привлекая также гостей со всего Средиземноморья и черноморских окраин.

Возникнув на исходе героической эпохи и обретя блеск в классический период, Олимпиады потеряли свою притягательность, пришли в упадок и, наконец, погибли в силу объективных причин и обстоятельств — прежде всего политических и экономических. Братоубийственные войны между греческими городами и союзами постоянно угрожали Олимпии. Моральный ущерб наносили играм политические конфликты и пороки греческой демократии.

После завоевания Эллады Македонией, а затем Римом Олимпия оказалась отрезанной от экономических центров на рубеже тысячелетий, до новой эры и новой эры. Гибель Олимпийских игр предопределила также смена приоритетов греческого воспитания: подготовка гармоничной личности потеряла практический смысл. Общеэллинские состязания превратились в зрелища для праздной толпы. Ее кумирами стали профессиональные атлеты, демонстрировавшие жестокость, моральное и физическое уродство. Коррупционные скандалы, ставшие повседневностью, уронили престиж игр. В римский период своей истории они обрели черты цирковых зрелищ.

Позднее Римо-Католическая церковь и вовсе запретила проводить «бесстыдные зрелища». Однако Олимпийские игры возродились вновь и по сей день продолжают свое существование. Сейчас, как известно, они проходят не только в Греции. Жаль, что утеряно первоначальное их значение  —  грандиозного празднества и всеобщего перемирия…

 



Оставьте комментарий

Ваш отзыв появится на сайте после проверки модератором. Комментарии, содержащие ненормативную лексику и хулу на Православную церковь публиковаться не будут.